Средний бизнес. А есть ли он?

В этой статье хочу поговорить о таком понятии как средний бизнес. В Российской экономике средний бизнес – как Конек – Горбунок: всегда и за все в ответе, никакой поддержки и благодарности, так как является выдуманным персонажем.

Везде звучит общая формулировка «малый и средний бизнес». Само словосочетание «средний бизнес» заимствовано из английского и является точным переводом middle business. Обычно этим термином обозначаются компании со штатом сотрудников от 101 до 250 человек и выручкой от 100 млн до 1 млрд рублей. Во всем мире средний бизнес – это двигатель экономики. Именно он является связующим звеном между крупными корпорациями, малыми компаниями и частными пользователями. Этот сегмент играет важнейшую роль в мировой экономике – 1,4 млн компаний среднего бизнеса в мире обеспечивают 31% доходов. Средний бизнес характеризуется такими особенностями как высокая доля в экономике, лидерство в новациях, сосредоточение на внутренних рынках, гибкость и, вместе с тем, масштабность.

Однако в России отказались от четкого определения понятия «средний бизнес», этот сегмент не выделяют в самостоятельную единицу экономических отношений. В основном понятие «среднего бизнеса» идет нагрузкой к понятию «малый» и остается на заднем плане. В российском законодательстве есть некоторые определения среднего бизнеса. По ФЗ-209, малый и средний бизнес – это бизнес, отвечающий следующим критериям: Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, официально внесенные в государственный реестр (ЕГРИП или ЕГРЮЛ). Часть уставного капитала юридического лица может принадлежать (государственным компаниям – не более 25%, иностранным предприятиям, отечественным крупным фирмам – до 49%). Штатная численность работников за прошедший год не должна превышать: микропредприятия – до 15-ти человек, малые – до 100, средние – от 101 до 250. Выручка за предыдущий год за вычетом НДС, согласно финансовой отчетности, не должна превышать следующие размеры: микропредприятия – 120 млн руб., малые – 800 млн, средние – 2 млрд (постановление № 702). Вместо оценки объема выручки предприятие может предоставить информацию о стоимости активов за прошедший отчетный год. Эта стоимость также не должна превышать указанные цифровые значения.

Везде и всюду провозглашают, что в России максимум внимания уделяется разработке мер стимулирующих развитие малого и среднего бизнеса. Существуют льготные системы налогообложения, разрабатываются всевозможные системы государственной поддержки МСБ, льготное кредитование и т.д. Попробую сопоставить декларируемое с текущей реальностью.

Начну с любимой темы – налогообложение. Представители среднего бизнеса находятся в самой сложной ситуации. Они не имеют права применять никакие льготные (упрощенные) системы налогообложения. Например, для получения права применять упрощенную систему налогообложения численность не должна превышать 100 человек, а выручка в 2016 году должна быть не более 79,74 млн рублей в год. Следовательно, про применение «упрощенки» средний бизнес должен забыть. Все попытки юридически распределить численность и выручку на несколько компаний в холдинге, налоговыми органами рассматриваются как схемы налоговой оптимизации, направленные на злостное уклонение от уплаты налогов, что может привести к применению статьи 199 Уголовного кодекса. Причем с 2016 года такую претензию вам может предъявить и представитель правоохранительных органов, без налоговой проверки! Тогда вопрос – почему формулировка «средний бизнес» всегда применяется только в совокупности с малым?

Пойдем дальше. Средний бизнес и в России действительно является связующим звеном между крупными корпорациями, малыми компаниями и частными пользователями. Возьмем к примеру любое пищевое производство.

Завод закупает у фермеров или населения сельскохозяйственную продукцию. Безусловно, закупка производится у компаний, имеющих право применения льготного налогообложения. Следовательно, сырье, приобретаемое для последующей переработки, закупается без НДС. В среднем производстве, как правило, используется большое количество ручного труда. Значит, фонд заработной платы высок, и отчисления с него тоже значительные. Как правило, производственное предприятие имеет цеха, оборудование, землю. Все это тоже облагается налогами. И вся эта совокупность затрат опять-таки не дает входящего НДС. Таким образом, средний бизнес становится абсолютным плательщиком налога на добавленную стоимость. Хотя по смыслу самого налога на добавленную стоимость его должен уплачивать конечный потребитель.

Дальше хуже. Пытаясь всеми правдами и неправдами воспользоваться налоговыми преференциями, доступными малому бизнесу, средний «упирается» в другую проблему. Его покупатели отказываются приобретать товар без НДС. Будь то пищевое производство – там основные покупатели крупные торговые сети, строительство – покупатели крупный бизнес и т.д.. Крупный бизнес даже рассматривать ваше предложение не будет, если Вы не являетесь плательщиком НДС. Получается, что средний бизнес находится в совершенно неравных экономических условиях. Ко всему прочему налоговые органы «особо трепетно» относятся именно к представителям среднего бизнеса, и в первую очередь с проверками приходят именно к ним. И основная масса налоговых доначислений приходится на самый малочисленный сегмент – средний бизнес. Так и крутится средний бизнес как конек-Горбунок.

Не люблю расставаться на пессимистической ноте. Но если мы живем в нашей стране, и как нормальные граждане хотим ее процветания, – а оно во многом зависит от развития среднего сегмента бизнеса, – надо объединяться и отстаивать свои интересы.

скачать источник в pdf