КАК СОХРАНИТЬ АКТИВЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

Тема безопасности активов компании актуальна всегда. А в «смутное» время – кризисное и посткризисное – этот вопрос стоит особенно остро (тем более что никто не знает, когда нас настигнет очередной кризис). Так вот, при возникновении угрозы потери имущества собственники начинают экстренно придумывать способы вывода нажитого непосильным трудом.
А в российской юридической практике таких способов масса. Среди них:
• передача активов по тройственному (и более) договору цессии
• заключение договора купли-продажи (при цепочке покупателей и продавцов)
• передача части активов по балансовой стоимости правопреемнику в результате реорганизации юрлица
• взнос в уставной капитал
• купля-продажи доли в уставном капитале
• возвратный лизинг
• продажа активов через открытые торги
• мена
• выход участника из общества с долей имущества
• перепродажа долга по оценочной стоимости
• работа в рамках простого товарищества и т.д.

Выбор метода передачи активов зависит от цели проведения операций и от схемы взаимодействия юрлиц внутри группы компаний. Также необходимо учитывать условия, в которых производятся манипуляции с имуществом. Если же возникла прямая угроза потери имущества, то все схемы удлиняются и усложняются, так как вероятность оспаривания всех сделок высока. Поэтому, если гром уже грянул, просто перекреститься уже недостаточно. Надо делать все быстро, грамотно, без права на ошибку и не забывать о серьезной проработке любого метода передачи имущества. При этом все схемы индивидуальны и составляются под конкретную ситуацию. Но однозначно необходимо учитывать следующие факторы:

• Реальность сделки. Если основные средства передаются в другую фирму, то они должны поменять свое местонахождение, на них должны работать сотрудники предприятия-получателя.

• Наличие деловой цели. Например, в случае возвратного лизинга продавец получает оборотные средства и снимает с себя бремя ответственности за сохранность оборудования. Покупатель же повышает капитализацию своего бизнеса.

• Соответствие формы и содержания сделки.

• Осмотрительность при выборе контрагентов.

• Документальное оформление сделки (как минимум – наличие полного пакета документов).

• Рыночная цена сделки.

Таким образом, любой из перечисленных методов перевода активов должны быть экономически обоснован и иметь деловую цель. В свою очередь, все выделенные активы необходимо использовать в соответствии с их прямым назначением.

Однако не забывайте, что любые экстренные действия с привлечением хороших специалистов всегда стоят очень дорого. Поэтому лучше позаботиться о безопасности своих активов в «мирное» время. Основной принцип прост . Не заводите ценные активы на компании, которые ведут активную финансово-хозяйственную деятельность. Здания, оборудование, транспортные средства, патенты, товарные знаки и т.д. изначально нужно распределить на узкопрофильные юрлица и ИП, как правило, с применением УСНО. Безусловно, когда основной вид деятельности обязывает применять общую систему налогообложения, необходимо приобретать материальные активы, которые «приносят» НДС к зачету на основную компанию, но при этом изначально закладывать возможность их дальнейшего выведения. Например, при правильном применении лизинга достаточно легко в дальнейшем перевести имущество на свои узкопрофильные компании и с минимальным налоговым бременем. Главное – создать юридически и экономически правильную и безопасную структуру работы, а в ходе коммерческой деятельности добавлять в нее новые элементы.

Сомневаетесь в правильности своих действий? Знания и опыт экспертов ГК Финансист к вашим услугам.