КРИЗИС РОСТА

Любая компания (если она не закрылась через год после основания) рано или поздно переходит в стадию активного развития, увеличения оборота и… кризиса роста. Наталья Степунина объясняет, почему так происходит.

Пока предприятие небольшое и в штате числится до 15 человек, руководитель – он же собственник – в состоянии самостоятельно контролировать все процессы и выстраивать систему учета и управления. Как правило, на этом этапе компания активно растет и все поступающие денежные средства идут на дальнейшее развитие предприятия. В финансовом и управленческом учете все прозрачно.
Как только штат увеличивается, начинаются проблемы.
Почему я отталкиваюсь именно от количества сотрудников? Есть две причины:
1. Чем больше людей обслуживает какие-либо процессы, тем сложнее анализировать итоговую финансовую составляющую.
2. При быстром росте сложнее понимать, кто чем занимается и кто за что отвечает. Приходится менять структуру компании, увеличивать штат «обслуживающих» подразделений, нанимать руководителей этих подразделений.

Как правило, собственники не готовы к такому стремительному развитию событий.

Когда вы принимаете на работу руководителя подразделения, по идее, вы должны полностью доверить ему управление и ответственность за вверенный участок. На деле же все по-другому. У вас, как у собственника, есть свое видение. У наемного руководителя – свое. И вот в этом – главная проблема! Руководитель отдела начинает строить систему, опираясь на опыт, который он получил в других компаниях. А эффективны ли были его действия? К чему привели? – чаще всего неизвестно. В результате выстроенная им структура «не приживается» на вашей почве и проблема усугубляется. К чему это чаще всего приводит?
• у собственника нет цельной и актуальной информации о финансах
• сложно просчитать себестоимость продукта
• с целью упрощения учета начинается дробление бизнеса
• компания вызывает интерес у налоговых органов.

Через эту историю проходят практически все компании. И собственнику важно вовремя понять, что изменения необходимы. Только в этом случае удастся избежать болезненного кризиса, финансовых потерь, стагнации или закрытия бизнеса.

А как ваша компания переживала (или переживает) активный рост?