ЗА СЕБЯ И ЗА ТОГО ПАРНЯ: зачем проверять контрагентов

Чтобы не нарваться на миллионные доначисления или уголовное преследование.
А теперь подробнее. С 2017 года в налоговом законодательстве начали применяться т.н. антиуклонительные нормы правила налоговой безопасности:
1. Не допускать искажений отчетности (доказательство отсутствия умысла).
2. Подтверждать деловую цель сделки и просчитывать ее экономическую суть – т.е. неуплата налогов не должна быть основной целью действий налогоплательщика.
3. Сделка должна быть реальной и должна быть исполнена лицом, с которым заключен договор.

Первые два пункта – про незаконность налоговых оптимизаций. Третий направлен на то, чтобы пресекать мошеннические схемы – взаимодействие бизнеса с фирмами-однодневками и “техническими” компаниями. Поэтому вопрос должной осмотрительности в выборе контрагентов важен как никогда.
Итак, контрагента надо проверить, чтобы убедиться, что:

• это не мошенник, однодневка и т.д. Адрес, сайт, телефоны, реквизиты есть, а фирмы – нет. Вы, “не осмотревшись”, заключаете договор, проводите оплату и… У вас ни денег, ни товара. Это в лучшем случаем. В худшем компания может оказаться завязанной в экономических преступлениях, и тогда вам, как партнеру, не избежать объяснений с органами.

• потенциальный партнер отличается благонадежностью и добросовестностью. Задержка с поставками предоплаченного товара или неоплата уже полученного – ситуация нередкая. Лучше заранее убедиться, что у контрагента нет финансовых проблем, он не находится в состоянии банкротства или в процессе ожидания решения арбитражного суда/налоговых органов.

• у вас не возникнет проблем с налоговой. Если инспектор посчитает, что вы плохо проверили добросовестность потенциального партнера, вам могут отказать в налоговой выгоде, то есть вы не получите налоговый вычет или не сможете применить пониженную налоговую ставку. А еще велики шансы на доначисления по налогам, с которыми ваша компания может не справиться.

P.S. Надеемся, что вы очень осмотрительны и работаете только с проверенными партнерами.
Завтра в прямом эфире с Натальей Степуниной разберемся, как выстраивать отношения с контрагентами в нынешней ситуации – когда задерживают оплату или поставку.