ЧЕГО БОЯТСЯ РОССИЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ

По данным Росстата, доля малого и среднего бизнеса в российской экономике составляет 20-21%. Через 10 лет этот показатель планируют удвоить. Пока, правда, непонятно, каким образом. При этом 95% всех малых и средних предприятий – это микробизнес, с численностью сотрудников до 15 человек и выручкой не больше 60 млн рублей в год. Возникает вопрос: почему такие компании не растут, почему не переходят в разряд действительно малого и среднего бизнеса?
С одной стороны, быть “микро” выгоднее. Для маленьких компаний предусмотрены различные налоговые льготы, упрощена процедура сдачи отчетности, сокращено количество проверок.
С другой – в менталитете российских предпринимателей заложены страхи и убеждения, мешающие развиваться.

Я ничего не успеваю! Работать 12 часов в день 7 дней в неделю и без отпусков – нормальное явление для многих бизнесменов. Казалось бы, такая самоотдача должна вызывать уважение (и многие действительно восхищаются “трудовыми подвигами” владельцев). Но чаще всего такая сверхзанятость – результат невыстроенной в компании системы управления, неотлаженных механизмов автоматического контроля за выполнением работ. В результате на собственнике оказываются завязаны все процессы и даже непродолжительное отсутствие владельца сказывается на работе компании в целом. Решение есть – научитесь правильно делегировать и расставлять приоритеты, постарайтесь максимально автоматизировать рабочие процессы.

Я не могу уволить сотрудников, даже если они не справляются со своими обязанностями, потому что у меня со всеми хорошие отношения. Как известно, мухи должны быть отдельно, а котлеты отдельно. Но в России бизнес часто строится на связях, доверии и личностях, а не на формальных отношениях. В результате предприниматель топчется на месте, потому что не может уволить племянника, понизить в должности троюродного брата или взять специалиста “с улицы” – “он же не знает нашей специфики!” Если вы все-таки хотите расти, вам придется формализировать процессы, чтобы адекватно оценивать работу каждого сотрудника и при необходимости менять кадровый состав.

Я не знаю, в какую сторону двигаться! “Открывать вторую компанию? Менять маркетинг? Запускать “зонтичный бренд”? Но сколько бизнесов разорились, когда начинали расширяться…” – типичные мысли предпринимателя. И не все знают, что необязательно развиваться вширь. Можно оптимизировать управленческую структуру, выявить слабые места, постепенно повышать эффективность уже существующих в компании процессов может. Нормирование труда, контроль над выработкой, дублирование информации – эти и другие инструменты помогают развивать бизнес “вглубь”. Процесс тоже трудоемкий, но точно менее безопасный, чем масштабирование. При этом финансовых перспектив открывается не меньше.

Я потеряю контроль над компанией! “Мне и десятью-то сотрудниками тяжело управлять, а что делать, если их будет 50? 100?” Да, если у вас нет четкой управленческой структуры, нет четкого контроля над десятью, то этот хаос только приумножится. Решение – доведите до автоматизма те процессы, что есть сейчас, и тогда увеличение численности сотрудников, масштабирование компании пройдет безболезненно и более эффективно.

Итак, оцените состояние управленческой структуры компании, необходимость тех или иных кадровых единиц, формализуйте отношения с сотрудниками, пропишите критерии оценки качества их работы, автоматизируйте все возможные процессы. И тогда мысли о росте и развитии бизнеса будут приятными и вдохновляющими, а не ужасными.