Когда налоговый инспектор бессилен

В моей практике последнее время значительно увеличилось количество вопросов, связанных осуществлением налогового контроля. И на то есть две причины. Первая – активные действия налоговых инспекций по взысканию реальных и возможных (предполагаемых) обязательств по уплате различных налогов.

Причем способы морального воздействия на налогоплательщиков достаточно изощренные. Вторая причина меня забавляет гораздо больше. И заключается она в том, что налогоплательщики вспомнили, что имеют перед государством не только обязанности, но и право отстаивать свои законные интересы. Именно для такой категории налогоплательщиков подскажу, на что в первую очередь обращать внимание в рамках общения с налоговыми инспекторами.

В первую очередь, стоит заглянуть в налоговый кодекс – часть первую статьи «Налоговый контроль». Там прописаны права и обязанности налоговых органов, а также сроки проведения различных мероприятий налогового контроля. Например, налоговые органы провоцируют налогоплательщика подать уточненную декларацию по любому (прибыль, имущество, НДС и т.д.) налогу за 2013 год (очень распространенная практика). Причем все просьбы и настойчивые рекомендации выполнить требуемое со стороны налоговой происходят только в устной форме. И вызов руководителя в налоговый орган на беседу тоже осуществляется путем телефонного звонка. Как правило, это говорит о том, что реальных (законодательно обоснованных) прав на такие действия у инспектора нет. Причем совершенно неважно, действительно ли у инспектора есть сведения о недоплате налога или только предположения. Нет законных оснований требовать от налогоплательщика подать «уточненку» и добровольно заплатить доначисления.

В отношениях между государством и налогоплательщиком юридическую силу
имеют только документы, составленные в письменной форме и заверенные печатями и подписями уполномоченных лиц.

Объясняю почему. В силу налогового кодекса камеральную налоговую проверку инспектор обязан провести в срок, не превышающий квартал с момента подачи декларации. Причем о проведении камеральной проверки налогоплательщик не уведомляется, если у инспектора достаточно материалов. Но если по результатам проверки производятся доначисления, то обязательно инспектором составляется акт о проведении
камеральной проверки, на основании которого выносится начальником (или замначальника) налоговой инспекции решение о доначислении налогов, пеней и штрафов. А оно, в свою очередь, в дальнейшем может быть обжаловано в вышестоящем налоговом органе и в суде. Таким образом, провоцируя налогоплательщика подать «уточненку», инспектор восстанавливает свое право на проведение камеральной налоговой проверки. И даже если Вы добровольно при этом доплатили налогов и пеней, это не значит, что инспектор не воспользуется своим правом и еще что-то не доначислит.

Уже несколько раз сталкивалась с ситуацией, когда налоговый инспектор звонил бухгалтеру и просил подать «уточненку» по налогу на имущество за 2013-2014 годы. Причем с теми же данными он аргументировал свою позицию ссылкой на технические неполадки. Бухгалтер выполнял, казалось бы, безобидную просьбу, а через два дня руководитель получал акт камеральной проверки с существенными доначислениями. И, к сожалению, даже оспаривание этих актов и решений в вышестоящем налоговом органе и суде ничего не дало.

Доводить дело до суда по налоговым спорам в последнее время стало малоэффективно. По статистике, только 12% налогоплательщиков выигрывают спор. Поэтому надо знать свои права и обязанности проверяющих, чтобы не тратить лишних денег сил и времени на «разгребание» собственных ошибок.

И еще один совет. Никогда не верьте ничему сказанному устно. В отношениях между государством и налогоплательщиком юридическую силу имеют только документы, составленные в письменной форме и заверенные печатями и подписями уполномоченных лиц. Даже документ, выданный Вам проверяющим за его подписью, будет недействителен, если его уполномочены подписывать руководитель инспекции или руководитель вышестоящего налогового органа. Будьте внимательны.

скачать источник в pdf