ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ВЛАДЕЛЬЦА БИЗНЕСА ПЕРЕД ГОСУДАРСТВОМ

В 2017 году в законодательстве произошли интересные изменения. Даже если наемный директор «начудил» на предприятии и оно должно денег государству, то теперь ВЫ – собственник – несете ответственность по долгам своим личным имуществом. Директор, конечно, тоже несет ответственность – и перед государством, и перед собственником. Но в первую очередь государство возьмет с того, с кого есть что взять. То есть с владельца.
Если «начудит» главный бухгалтер, то крайними снова будут директор и собственник. А в случае, если государство предъявит претензии на основании подозрений в связи вашего предприятия с «обнальными», «серыми» и прочими неблагонадежными компаниями, то может светить не только имущественная но и уголовная ответственность. В этом случае про бухгалтера лучше вообще не вспоминать, так как преступления, совершенные группой лиц, доказываются легче, а сроки сразу становятся в 2 раза больше.
Я ни в коем случае не хочу никого пугать. Просто призываю и сейчас обращать внимание на изменившуюся законодательную реальность. И обязательно откорректировать свое отношение к структуре работы вашей компании.
Руководители (и особенно собственники) не привыкли вникать в суть законодательной базы, связанной с ведением хозяйственной деятельности предприятия. Обычно ведение и контроль отчетности поручают главбуху или финдиректору. Разработку корпоративной схемы работы – юристу. Встраивание в корпоративную юридическую схему налоговой оптимизации происходит по факту, с комментариями для финансовых служб: «Ваша задача, чтобы налогов было меньше, выкручивайтесь, как хотите».
Многие собственники организуют своим сотрудникам посещение обучающих семинаров, тренингов. И это правильно. Но совсем не факт, что эти сотрудники в полной мере будут учитывать ваши личные интересы при построении стратегии предприятия. Все подчиненные – живые люди, и в силу человеческой природы свои личные интересы они всегда будут ставить выше ваших потребностей. А если ваш сотрудник знает, что вы ничего не понимаете в его сфере деятельности, то фактически вы своими руками даете ему полную власть над ситуацией. Все решения он принимает с учетом своих интересов и в рамках своего миропонимания. И неважно, что он приносит на согласование (или на подпись, чтобы полную ответственность за его решение вы взяли на себя) свои соображения, а вам что-то не нравится. Этот сотрудник легко убедит вас в своей правоте.
Я как бизнес-консультант не только сама провожу семинары, но и посещаю в качестве слушателя множество обучающих мероприятий. И, к моему ужасу, наглядно вижу: чем более высокий уровень знаний дается на семинаре, тем с меньшим энтузиазмом воспринимают слушатели – наемные сотрудники – возможность применения полученных знаний у себя на предприятии. Причем аргументация разная:
• «Самостоятельно я с этим не справлюсь»
• «Я не смогу объяснить так же понятно руководителю»
• «У меня и так полно дел, когда мне улучшениями заниматься»
• «Моему директору невозможно втолковать, что необходимы изменения, себе дороже что-либо делать»
• «Да, нам надо это делать, причем срочно, а самим не справиться. Рассказывающий все это специалист может помочь, но тогда мой руководитель подумает – а зачем нужен я?»

И только примерно в 5% случаев наемный сотрудник применяет у себя на предприятии полученные знания.

Я стала анализировать, почему так происходит. И пришла к выводу, что, как правило, в этой ситуации виноват сам руководитель. Большинство собственников имеют очень приблизительные знания о юридической и налоговой структуре своей компании. Многим кажется, что все необходимое они понимают прекрасно. Но задумайтесь, ВАШЕ ли это понимание? Или налицо ситуация, описанная выше? «Ну и что!» – возмущенно скажете вы. «Зачем мне тратить свое время и силы даже на чтение этой статьи, не говоря про нереально огромное количество законодательной базы?» А затем, что теперь ВЫ несете ответственность перед государством всем своим имуществом. И если с третьими лицами (кредиторами, поставщиками, заказчиками) можно договориться, то с государством не получится. Поэтому целесообразно приложить усилия для повышения своей юридической и налоговой грамотности, чтобы решения были ВАШИМИ, а последствия их принятия были вам полностью известны.
И возможностей для этого более чем достаточно:
➡на тот же самый семинар или тренинг пойдите вместе с вашим сотрудником и получите реальный эффект;
➡прежде чем принимать серьезное решение, проконсультируйтесь у нескольких специалистов;
➡как можно скорее приведите в порядок юридическую структуру бизнеса;
➡если были или есть сомнительные сделки, разберитесь, к каким последствиям в будущем они могут привести;
➡оцените в целом риски возникновения претензий к вашему бизнесу.

Если есть сомнения, не рискуйте, обращайтесь к профессионалам. Я и моя команда всегда готовы помочь в решении любых вопросов, связанных с вашим бизнесом.