Если в одном прибыло, значит, где-то убыло

В 2017 году нас, российских предпринимателей, «не осчастливили» введением новых налогов и сборов. И даже федеральный законодатель позволил местным органам власти снижать ставки налогов по упрощенной системе налогообложения, а по инициативе президента лимиты предельной выручки увеличены до 150 млн. рублей в год.

Сохранены льготы для определенных видов деятельности по социальным взносам. Продлен срок действия вмененной системы налогообложения. По патентной системе налогообложения немного расширен перечень видов деятельности, которые позволяют его применять. Кстати, я редко в своей практике встречаю предпринимателей, которые используют патентную систему, настоятельно рекомендую присмотреться к ней внимательнее – очень удобный инструмент не только для налоговой оптимизации. Однако для многих предпринимателей почти недоступно использовать перечисленные налоговые преференции, потому что покупатели однозначно требуют, чтобы их поставщики являлись плательщиками налога на добавленную стоимость. А в рамках применения общей системы налогообложения законодатель наоборот «затягивает гайки». Ставки НДС и налога на прибыль не поменялись, но, думаю, все уже ощутили последствия усиления налогового контроля в совокупности с улучшенной системой налогового администрирования. Причем систему налогового контроля в 2017 еще и усовершенствуют.

Напомню, теперь контроль за всеми налогами и сборами возложен на ФНС. Безусловно, для любого государства необходимо повышать эффективность собираемости налогов, за счет которых наполняется бюджет. Во-первых, от этого зависит стабильность в самом государстве. А во-вторых, в ситуации, когда налоговая нагрузка для всех одинакова, бизнес развивается в рамках здоровой конкуренции. Но возникает вопрос, какими методами этого добиваться. Методами экономического стимулирования и продуманной налоговой политики или только за счет усиления контроля и ужесточения карательных санкций?

За 2016 год в разы увеличилось количество возбужденных уголовных дел в отношении представителей бизнес-сообщества. С 2016 г. снова разрешено правоохранительным органам самостоятельно и по собственной инициативе проводить проверки бизнеса. Растет количество случаев привлечения собственников и управленцев бизнеса к субсидиарной ответственности в рамках процедуры банкротства. За последний год сложилась судебная практика не в пользу бизнесменов. При этом судебными «шедеврами» 2016 года стало возложение ответственности на компанию «дублера» (даже формально не взаимозависимую с налогоплательщиком) или компании, получившие его имущество. Основной принцип рассмотрения налоговых споров в суде: налогоплательщик виновен, пока не докажет обратное. А доказать обратное становится с каждым годом сложней. Фактически теперь вина презюмируется, а налоговые органы и банки получили более широкие компетенции в процедуре банкротства. Теперь подробно урегулирован вопрос привлечения контролирующих лиц и органов управления к субсидиарной ответственности. Цитирую ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: «При отсутствии иных способов взыскания долга за счет юридического лица (Обратите внимание! – в случае исключение из ЕГРЮЛ, завершение конкурсного производства, прекращение дела о банкротстве), кредиторы (налоговые органы) смогут напрямую предъявлять требования к контролирующим должника лицам, виновным в неплатежеспособности юридического лица». А с 2017 года налоговую недоимку можно взыскать со связанного с налогоплательщиком физического лица не только в рамках банкротства. Теперь это прямо прописано в НК РФ. Причем в рамках срока исковой давности. Следовательно, закон имеет обратную силу. То есть собственник или руководитель компании, к которой предъявили претензию налоговики вследствие доначисления налогов за 2015-2016 г., может быть привлечен в качестве плательщика за свою компанию в 2017 году и далее. И даже если компания ликвидирована (вычеркнута из госреестра), это совсем не означает, что к собственнику или директору
у государства нет претензий, они могут возникнуть позже. Так что возможности бросить (слить) компанию, не рассчитавшись с бюджетом – практически не остается.

В следующем номере расскажу о прочих мероприятиях контроля за предпринимательской деятельностью (и про кассовые аппараты тоже).

скачать источник в pdf