Об ответственности владельца перед государством

Наше государство целенаправленно и системно усиливает контроль за бизнесом. При этом серьезно ужесточается ответственность именно собственника и руководителя компании. Правило, что собственника невозможно привлечь к ответственности за деятельность компании, теперь осталось в прошлом.

С 2017 года даже если наемный директор «начудил» на предприятии, и оно должно денег государству, то теперь ВЫ – собственник – несете ответственность по этим долгам перед государством всем своим личным имуществом. Директор тоже несет ответственность – и перед государством, и перед учредителем. Но в первую очередь, государство возьмет с того, с кого есть что взять. Если «начудит» бухгалтер, то опять «крайними» будут директор и собственник. А в случае, если государство предъявит претензии на основании подозрений в связи вашей компании с «обнальными», «серыми» и прочими неблагонадежными компаниями, может светить не только имущественная, но и уголовная ответственность. В этом случае про участие бухгалтера лучше даже не вспоминать, так как преступления, совершенные группой лиц легче доказываются, и сроки сразу становятся в два раза больше. Я ни в коем случае не хочу никого пугать. Просто прошу, вернее, призываю, обратить внимание на изменившуюся законодательную реальность. И обязательно откорректируйте свое отношение к структуре работы Вашей компании.

Руководители (и особенно собственники) не привыкли вникать в суть законодательной базы, связанной с ведением хозяйственной деятельности предприятия, и, как правило, поручают ведение и контроль отчетности главбуху или финдиректору. Разработку корпоративной схемы работы – юристу. Встраивание в корпоративную юридическую схему налоговой оптимизации происходит по факту, с комментариями для финансовых служб: «Ваша задача, чтобы налогов было меньше, выкручивайтесь, как хотите».

Многие руководители организуют своим сотрудникам посещение обучающих семинаров, тренингов. И это правильно. Но совсем не факт, что эти сотрудники в полной мере будут учитывать ваши личные интересы при построении стратегии предприятия. Все подчиненные – живые люди, и в силу человеческой природы свои личные интересы они всегда будут ставить выше ваших потребностей. А если ваш сотрудник знает, что вы ничего не понимаете в его направлении, то фактически своими руками вы даете этому человеку полную власть над ситуацией, и все решения он принимает с учетом своих интересов и в рамках своего миропонимания. И неважно, что он приносит на согласование (или на подпись, чтобы полную ответственность за его решение Вы взяли на себя) свои соображения, а Вам что-то не понравится. Этот сотрудник легко убедит вас в своей правоте.

Я как бизнес-консультант не только сама читаю различные семинары, но и посещаю в качестве слушателя огромное количество различных обучающих мероприятий, проводимых по всей стране. И к моему ужасу я наглядно вижу, что чем более высокий уровень знаний дается на семинаре, тем с меньшим энтузиазмом воспринимают слушатели – наемные сотрудники – возможность применения полученных знаний у себя на предприятии. Причем аргументация разная: «Самостоятельно я с этим не справлюсь»; «Я не смогу объяснить так же понятно руководителю»; «У меня и так полно дел, когда мне улучшениями заниматься»; «Моему директору невозможно втолковать, что необходимы изменения, себе дороже что-либо делать»; «Да, нам надо это делать, причем срочно, а самим не справиться, рассказывающий все это специалист может помочь, но тогда мой руководитель может решить, зачем нужен я?». И только примерно в 5% случаев наемный сотрудник применяет у себя на предприятии полученные знания.

Я стала анализировать, почему так происходит. И пришла к выводу, что, как правило, в этой ситуации виноват сам руководитель. Большинство собственников имеют очень приблизительное понимание юридической и налоговой структуры своей компании. Многим кажется, что все необходимое они прекрасно понимают. Но задумайтесь, Ваше ли это понимание! Или то видение, которым вы владеете, – результат внушения сотрудников. Те, кто неоднократно менял ключевых сотрудников, наверное, обращали внимание, что часто вновь пришедший сотрудник «разносит в хлам» деятельность предыдущего и очень аргументировано вам это доказывает, и Вы принимаете его точку зрения. Согласитесь, неприятно становиться и с этим фактом категорически не хочется соглашаться.

«Ну и что!» – возмущенно скажете Вы. «Зачем мне тратить свое время и силы даже на чтение этой статьи, не говоря про нереально огромное количество законодательной базы?». А «радость» заключается в том, что за все просчеты ваших сотрудников, теперь – с 2017 года – вы несете ответственность как физическое лицо перед государством всем своим имуществом. И если с третьими лицами (кредиторами, поставщиками, заказчиками) можно договориться, то с государством не получится. Поэтому целесообразно приложить усилия для повышения своей юридической и налоговой грамотности, чтобы решения были ваши, а последствия их принятия были вам полностью известны. И возможностей для этого более чем достаточно. Например, на тот же самый семинар или тренинг пойдите вместе с Вашим сотрудником, и получите реальный эффект. Прежде чем принимать серьезное решение проконсультируйтесь у нескольких специалистов. Обязательно как можно скорее приведите в порядок юридическую структуру бизнеса. Если были или есть сомнительные сделки, разберитесь, к каким последствиям в будущем они могут привести. Оцените в целом риски возникновения претензий к вашему бизнесу.

Желаю вам удачи и достижения поставленных целей.

скачать источник в pdf